Blu-ray 3D или фильмы в 3D-видении: эксклюзивные тесты THG
Blu-ray 3D теперь появляется и на ПК
Новый формат Blu-ray 3D в мире ПК ожидают серьёзные перспективы. Действительно, инфраструктура ПК имеет некоторые важные преимущества по сравнению со стационарными плеерами Blu-ray 3D: гибкость, возможности модернизации и уже существующую экосистему 3D благодаря технологии Nvidia 3D Vision. Помните, что 3D-решение Nvidia доступно уже больше года, поэтому здесь не возникают сомнения, может или нет 120-Гц ЖК-монитор воспроизводить 3D. Уже некоторое время на рынке представлены соответствующие мониторы, очки, излучатели и даже приводы Blu-ray.
Единственное чего не хватает сегодня – драйверы, программные плееры и фильмы Blu-ray 3D, которые можно было бы смотреть.
Что ж, Nvidia готовится к официальному выходу графических драйверов R256, которые будут поддерживать ускорение декодирования Blu-ray 3D на GPU. CyberLink также планирует представить свой плеер Blu-ray 3D PowerDVD 10 Ultra Mark II. А киноиндустрия приготовилась к выпуску фильмов в формате Blu-ray 3D.
Как нам кажется, настало время провести первые тесты воспроизведения Blu-ray 3D на ПК.
Основы стереоскопического 3D-видения
Пример ниже взят из статьи «Игры в стереоскопическом 3D на всю стену: собираем домашний кинотеатр на двух проекторах с поляризацией», поэтому если вы её читали, то можете переходить к следующему пункту.
Возможность человека воспринимать третье измерение напрямую связана с нашим бинокулярным зрением. Если говорить простыми словами, то мы видим в 3D по той причине, что имеем пару глаз. Каждый глаз смотрит на мир с немного разной перспективой, и наш мозг обрабатывает эти перспективы, чтобы получить представление о том, насколько далеко или близко расположен объект. Поскольку мы получаем две разные перспективы, бинокулярное зрение часто называют стереоскопическим.
Проще всего продемонстрировать стереоскопическое зрение небольшим экспериментом (лучше всего проводить его, когда вы не смотрите в направлении монитора ПК). Закройте левый глаз и поместите перед правым глазом вашу правую кисть на расстояние около десяти сантиметров. Немножко покачайте кистью. А теперь откройте оба глаза и сделайте те же самые покачивания кистью руки перед правым глазам — вы ощутите заметную разницу в восприятии глубины и расположения вашей кисти в 3D-пространстве. Когда оба глаза дают разные перспективы, ваш мозг может лучше рассчитать относительное расположение объекта, обеспечивая вас точной информацией о том, насколько кисть удалена от лица. Если вы перестанете покачивать кистью и будете быстро попеременно закрывать правый или левый глаз, то легко заметите, что каждый глаз даёт разное положение кисти в вашем поле зрения.
Обе картинки обрабатываются мозгом человека, что позволяет получить ощущение взаимного расположения объектов и их размера. Вы видите объекты в трёхмерном пространстве.
Таким образом, ключевая функция 3D-дисплея заключается в том, чтобы обеспечивать каждый глаз разной перспективой одной и той же сцены. Как вы догадываетесь, это создаёт проблемы в кинотеатре или на экране телевизора, поскольку экран всего один. Как же 3D-дисплей сможет дать разные картинки для каждого глаза?
Удивительно, но это можно сделать несколькими способами, один из которых заключается в использовании старых добрых анаглифических очков с красными и синими стёклами. Что же касается компьютерных ЖК-мониторов и телевизоров, то здесь производители ТВ и Nvidia инвестируют в технологию с чередованием кадров, которую и широко рекламируют. Технология чередования кадров рассматривается как стандарт де-факто домашних 3D-телевизоров и мониторов с полным разрешением Full-HD в обозримом будущем.
Формат Blu-ray 3D
Спецификация Blu-ray 3D была официально утверждена в декабре 2009 года. Эта спецификация определяет представление отдельного кадра для каждого глаза (стереоскопическое видение), используя специальный кодек MVC (multiview video coding).
Новый кодек является расширением существующего кодека AVC, который поддерживают обычные 2D-плееры Blu-ray. Разница заключается в том, что кодек MVC определяет два потока информации: один является базовым, а второй – зависимым от него. Базовый поток кодируется стандартным кодеком 2D H.264, но зависимый поток не является полноценным. Он ссылается на информацию в базовом потоке для экономии пропускной способности, при этом он описывает отличия, касающиеся отдельной перспективы для второго глаза.
Данный подход позволяет достичь двух важных целей. Во-первых, диски Blu-ray 3D обратно совместимы со стандартными плеерами Blu-ray, поскольку они могут считывать базовый 2D-поток Blu-ray. Во-вторых, зависимый поток позволяет экономить пропускную способность, поскольку он содержит не полноценный поток видео, а только отличия от основного потока. По этой причине для фильмов Blu-ray 3D не требуется в два раза большая пропускная способность по сравнению с обычным диском Blu-ray. На самом деле, она увеличилась в полтора раза – до уровня 60 Мбит/с (максимум).
Самое приятное то, что любого оптического привода Blu-ray со скоростью 2x (или более быстрого) будет достаточно для чтения дисков Blu-ray 3D. Существующим приводам даже не потребуется обновление прошивки для воспроизведения дисков Blu-ray 3D, поскольку кодек MVC «замаскирован» среди стандартных 2D-кодеков AVC. Так что если у вас уже есть привод Blu-ray, то апгрейд вряд ли потребуется. Единственным исключением можно считать приводы 1x Blu-ray первого поколения; они слишком медленные, чтобы обеспечить необходимую пропускную способность.
Важно также упомянуть, что формат Blu-ray 3D абстрагирован от системы воспроизведения 3D-видения. То есть вас совсем необязательно использовать 120-Гц дисплей с чередованием кадров – будет работать DLP-телевизор с «шахматным» форматом или монитор с поляризацией. Но эти опции мы рассмотрим чуть ниже. Всё же следует помнить, что один тип 3D-видения выделяется среди остальных благодаря своим преимуществам.
Много типов 3D-видения, но только один вариант Full-HD
На данный момент на рынке существует единственный способ просмотра фильмов Blu-ray 3D на ПК в полном разрешении 1080p – через очки Nvidia 3D Vision. Кажется странным, что одна компания получила монополию среди всей индустрии ПК на коммерческий мультимедийный формат, но Nvidia может наслаждаться этим фактом (по крайней мере, в ближайшее время). Частично это можно связать с передовым мышлением и патентами, но сложно не вспомнить AMD, которая не очень удачно пытается догнать Nvidia.
AMD на самом деле игнорировала решения 3D потребительского уровня многие годы. Возможно, это оправдывало себя в те времена, когда очки с ЖК-затворами упирались в медленную скорость обновления ЭЛТ- и ЖК-мониторов. Но сегодня это понять уже сложно, учитывая явное направление, взятое Голливудом после 2008 года, когда киностудии решили вновь сделать третье измерение популярным. Конечно, мы не знаем всех политических баталий и подковёрных игр, но создаётся впечатление, что 3D-дисплеи потребительского уровня и формат Blu-ray 3D не воспринимались серьёзно графическим подразделением AMD. Напомним, что это подразделение выросло из компании, которую можно было назвать чемпионом ускорения видео с самого рождения. Видеокарты Radeon обладали ТВ-выходом и функцией ускорения DVD ещё за многие годы до того, как эти возможности стали массовыми. Что же произошло?
Единственный ответ, который мы смогли выжать из AMD: «когда диски Blu-ray 3D появятся на прилавках магазинов, мы будем готовы». Компания, конечно, объявила свою открытую инициативу 3D, а также заявила о том, что открыла свои драйверы сторонним разработчикам, таким как DDD и iZ3D, но кроме технологической демонстрации на последней выставке CES мы так ничего нового и не получили.
Будем надеяться, что из цилиндра появится кролик. Конкуренция, как нам кажется, является логичным способом развития рынка. Но из того, что мы видели до сих пор, сложно поверить, что AMD сможет представить своё решение Blu-ray 3D вместе с Nvidia. Скорее всего, эта компания вполне довольна своим выжидательным подходом к 3D. И действительно может произойти так, что формату Blu-ray 3D может потребоваться длительное время, прежде чем он получит массового потребителя, а цена окажется доступной. Вряд ли видеокарты AMD смогут обойтись без аппаратной поддержки Blu-ray в определённый момент в будущем, но у нас нет ни малейшего представления о том, когда это произойдёт. И мы даже не уверены, сможет ли последнее поколение видеокарт Radeon поддержать спецификацию HDMI 1.4 для вывода 3D в полном разрешении 1080p.
Почему у Nvidia оказалась столь сильная позиция? Потому, что эта компания привнесла 120-Гц формат с чередованием кадров на ПК за год до того, как это произошло с индустрией телевизоров. Это первая компания, начавшая продавать формат на массовом рынке, и хотя распространение формата ещё ограничено, у Nvidia 3D Vision сегодня наблюдается намного большее проникновение на рынок, чем у любых других 3D-технологий для ПК.
Но позвольте объяснить, почему мы считаем 120-Гц формат с чередованием кадров, который поддерживает решение Nvidia 3D Vision, единственным стоящим решением для просмотра Blu-ray 3D на ПК в полном разрешении.