Как выбрать зеркальный цифровой фотоаппарат?
«Зеркалка» или «мыльница»?
Ответ на него вовсе не так прост, как кажется на первый взгляд, ведь зеркальные камеры – это как раз тот случай, когда «дороже» далеко не всегда значит «лучше». Из-за ряда их особенностей (о которых ниже) снимки, сделанные неопытным пользователем «зеркалкой» иногда могут быть хуже кадров, полученных профессиональным фотографом с помощью заведомо менее качественной любительской камеры. Такая ситуация обидна вдвойне, если учесть что стоимость зеркальной камеры может в разы превышать ценник обычного цифрового фотоаппарата!
Таким образом, пользовательское определение зеркальной камеры можно сформулировать как: «идеальное устройство для творческой и профессиональной съемки в самых сложных условиях, которое в умелых руках обеспечит наивысшее качество снимков».
Вместе с тем стоит избегать и другой
крайности, распространенной в псевдопрофессиональных кругах, гласящей что «зеркалка» противопоказана новичкам, которым для начала обязательно следует потренироваться на «мыльницах». Если вы твердо намерены освоить искусство фотографии (не важно, в профессиональных целях и в качестве хобби), то логичнее будет начинать сразу с «зеркалки» начального уровня. Именно она с первых шагов привьет верные навыки, поможет разобраться с влиянием параметров съемки на итоговый результат и обеспечит запас качества, необходимый для роста вашего мастерства.
Недостатки зеркальных камер
Казалось бы, какие могут быть недостатки у аппаратов, выполненных по самой продвинутой на сегодняшней день технологии? Ну, самый очевидный из них лежит на поверхности – это высокая стоимость. Причем, мало того, что цена даже моделей начального уровня начинается с $600-800 (ну, а топовые аппараты стоят не просто в разы, а на порядки больше), так еще и суммарная стоимость всех необходимых для продвинутого фотографа аксессуаров зачастую превышает сумму, потраченную на саму камеру («тушку» или body на фотожаргоне).
Да, вы не ослышались – в отличие от самодостаточных «мыльниц», вашей «зеркалке» не помешают несколько объективов и светофильтров для различных условий съемки, штатив, внешняя вспышка и специальная сумка-кофр или рюкзак для хранения и транспортировки всего этого богатства. Нет, можно конечно обойтись встроенной вспышкой и комплектным («китовым» от kit) объективом на все случаи жизни, однако смысл такое решение имеет лишь на начальном этапе обучения. Если же вы втянетесь, то заранее морально приготовьтесь к неизбежным регулярным тратам на очередной специализированный объектив…
Nikon D3000 – качественная бюджетная зеркальная камера с уникальным режимом помощи начинающим пользователям и крупным удобным 3-дюймовым экраном
Второй достаточно неожиданный для многих новичков нюанс – «зеркалки» заметно крупнее и тяжелее привычных «мыльниц». Соответственно, вам понадобится куда больше усилий, чтобы удерживать камеру во время длительной фотосесии (вот здесь и пригодится вышеупомянутый штатив), да и захватить с собой «зеркалку» и все необходимые аксессуары так же просто, как и «мыльницу» (бросив в карман пиджака или сумки) уже не получится.
Третий недостаток можно назвать собирательным, и относится он к особенностям конструкции зеркальных камер, из-за которых классические «зеркалки» были лишены таких востребованных обычным пользователем функций как вывод изображения на ЖК-экран в режиме реального времени для удобной компоновки кадра («Live View»), съемка видео, распознавание лиц в кадре и т.д. Современные модели за счет различных технологических ухищрений обходят эти ограничения, однако если какая-либо из этих функций для вас особенно важна, обязательно обратите внимание на ее наличие в выбранной вами зеркальной камере – в аппаратах начального уровня они вполне могут отсутствовать в целях экономии.
Достоинства зеркальных камер
На этом список недостатков (или, скорее, особенностей) зеркальных камер заканчивается, и начинаются сплошные бонусы. Первым из них выступает великолепное качество снимков, сравнимое по естественности с топовыми пленочными аппаратами, которое обеспечивается за счет продвинутой конструкции камеры. Так, значительно более крупная, чем в «мыльницах», фотоматрица обеспечивает высокую чувствительность, широкий динамический диапазон, отсутствие шумов на высоких значениях ISO и т.д. Максимально быстрый автофокус позволяет фотографировать «слету», в одно касание, а не дожидаясь пока камера наконец «разберется в своих ощущениях». К тому же высокая скорость фокусировки позволяет реализовать так называемую серийную съемку, при которой одно нажатие кнопки спуска затвора приводит к серии снимков со скоростью 5-10 кадров в секунду – весьма полезная возможность для запечатления активных событий (репортаж, спорт, дети, животные и т.д.)
Sony Alpha DSLR-A350 – компактная зеркальная камера с разрешением 14 Мп, отличающаяся режимом непосредственной автофокусировки «Live View»
Как ни странно, но следующее важное достоинство зеркальных камер – максимальное удобство съемки, проистекает из второго по счету недостатка, упомянутого нами в предыдущей главе. Речь идет о сравнительно крупных габаритах корпуса, необходимых размещения массивных внутренних компонентов такого фотоаппарата. Конечно, такое устройство труднее удерживать в руках, однако характерная форма корпуса и большое количество свободного места на нем позволяют реализовать максимально удобный хват и оптимальную эргономику. Взяв в руки «зеркалку» и потратив пару минут времени на изучение положения всех нужных кнопок и колес, в дальнейшем вы сможете управлять аппаратом вслепую – настолько органично и естественно расположены элементы выбора нужного режима съемки, изменения фокусного расстояния, навигации по меню и т.д.
Сменные объективы
Универсальность зеркальных камер, обеспечиваемая сменными объективами, также относится к их основным достоинствам. Итак, если выбрав «мыльницу», вы оказываетесь заложником используемой в ней оптики (компакт с минимальным фокусным диапазоном или длиннофокусник с солидным зум-объективом, но никак не одновременно), а, следовательно, и доступных сцен съемки, то для «зеркалки» таких ограничений нет.
Olympus EF-0835 ZD Fisheye Lens – объектив для творческой съемки с эффектом «рыбий глаз» (угол обзора 180 градусов)
Если нужен снимок, в который попадет максимальное количество окружающего пространства – используйте широкоугольный зум-объектив с фокусным расстоянием (расстояние от передней линзы объектива до матрицы) изменяемым в диапазоне от 12 до 24 мм. Если снимаете разнообразные объекты, начиная с портретов и заканчивая достопримечательностями – вам подойдет стандартный объектив (18-55 мм). Хотите устроить фотоохоту за животными или удаленными объектами, к которым не получается подобраться ближе – ваш выбор телеобъектив (от 70 мм и выше). Существуют также универсальные объективы, максимально широко покрывающие запросы типичного фотографа (например, с огромным диапазоном изменения фокусного расстояния 18-200 мм). Однако не следует забывать, что за счет более точного соответствия требованиям съемки объективы с фиксированным фокусным расстоянием (так называемые «фиксы») обеспечивают более высокое качество.
Canon EF-S 60mm f/2.8 Macro USM – специализированный объектив для макросъемки
Для новичков также отметим, что при покупке конкретного фотоаппарата вы можете выбрать вариант поставки «body», включающий только камеру без объектива (снимать таким комплектом невозможно, пока вы не приобретете отдельный объектив!) или же комплектацию «kit», в которую кроме самой камеры (того самого «body») входит и объектив – как правило стандартный «18-55». Делается это не в целях экономии или обмана покупателя, а для того чтобы избавить опытного фотографа с солидным парком приобретенных объективов от покупки еще одного аналогичного «в нагрузку».
Nikkor 18-35mm f/3.5-4.5D IF-ED – компактный сверхширокоугольный зум-объектив с внутренней фокусировкой
Также напомним, что, как правило, зеркальные фотоаппараты оснащены встроенной системой очистки матрицы от пыли, актуальной при частой смене объективов, а также системой оптической стабилизации, уменьшающей влияние дрожащих рук на качество съемки. Последняя может быть расположена как в самой камере, так и в объективе, поэтому если в вашей камере она отсутствует, то при покупке объективов обязательно уточните наличие системы стабилизации в них (для камер Canon стабилизированные объективы маркируются индексом IS, для Nikon – VR).
Canon EF 400mm f/5.6L USM – специализированный длиннофокусный объектив для съемки удаленных объектов
Nikon или Canon?
Процесс выбора зеркальной камеры имеет свои особенности, абсолютно несвойственные этой операции для обычных любительских аппаратов и в 90% случае сводится к ответу на вопрос, вынесенный в заголовок раздела. Объясним почему.
Canon EOS 5D Mark II – одна из лучших профессиональных «зеркалок» с 21 Мп матрицей, 3-дюймовым экраном с функцией Live View и возможностью съемки HD-видео 1080p
Обе компании являются несомненными лидерами в сегменте зеркальных камер, и значимого преимущества в качестве съемки у моделей сопоставимого класса нет. Конечно, кроме Canon и Nikon свои зеркальные камеры предлагают и другие компании, среди которых Sony, Olympus и Pentax. Но заметную конкуренцию паре непререкаемых лидеров может составить лишь японская Sony с достаточно удачной линейкой Alpha.
Идем дальше – в силу грамотной маркетинговой политики, у каждого из производителей есть практически полный аналог предложению конкурента в любом классе (от бюджетного до топового) по сравнимой стоимости. Если у кого-то из двух игроков появляется уникальная функция, способная оказать существенное влияние на выбор, то вторая компания в максимально короткие сроки разрабатывает свой аналог. Похоже, что эта война за лидерство не прекратится никогда, что определенно идет на пользу покупателям, поскольку ведет к повышению качества и снижению цены. Но как же все-таки новичку выбрать свою первую «зеркалку»?
Nikon D700 – отличная «зеркалка» профессионального уровня построена на полнокадровой FX-матрице и оснащена 51-точечной системой автофокусировки
По нашему мнению, ключевым параметром в такой ситуации является удобство использования, которое можно прочувствовать лишь во время реального «тест-драйва». Зайдите в ближайший фотомагазин, по очереди возьмите в руки фотоаппараты обеих марок и попробуйте уловить различия в их эргономике – какая камера лежит в ладони как влитая, все кнопки и колеса находятся именно там где надо, а какая так и норовит выпасть из рук. Да, практически к любому нюансу можно привыкнуть со временем, но в условиях минимального количества критериев выбора эргономика имеет весомое значение.
Sony Alpha DSLR-A900 – топовая полноразмерная зеркальная камера от японского производителя. Отличается сверхвысоким разрешением в 25 Мп, улучшенным цифровым процессором и технологией двойного подавления шумов
Очень важно понимать, что выбор определенного бренда в большинстве случаев приковывает вас к его продукции навсегда. Процесс привыкания происходит по типичной схеме: покупка «зеркалки» начального уровня со стандартным объективом; период начального освоения и приобретение еще нескольких специализированных объективов. Затем происходит переход на следующий уровень мастерства, сопровождаемый необходимостью приобретения камеры более высокого класса и… выбор доступных вариантов ограничивается исключительно любимым брендом, так как солидный парк дорогих и качественных объективов совместим только с его камерами. Впрочем, есть тут и положительный момент, который состоит в том, что вы можете на свое усмотрение использовать ваши объективы и камеры, собирая оптимальный «конструктор» под требуемые в данный момент условия съемки.
Итоги
Так как данный материал в первую очередь предназначен для новичков, мы решили избавить вас от избытка технической информации, некритичной при выборе первой «зеркалки». Просто определитесь, готовы ли вы к переходу в «высшую лигу», изучите максимум доступной информации (журналы о цифровой фотографии, официальные сайты, тесты и обзоры, форумы), посетите ближайший фотомагазин для непосредственного знакомства с камерами, и, наконец, выберите «свой» бренд и конкретную модель камеры, которая устроит вас по сочетанию возможностей и стоимости.