Использование ТВ-тюнера в качестве устройства захвата

altНу что, владельцы домашних видеоархивов, признавайтесь, сколько раз вас посещала мысль о том, что все имеющееся у вас богатство нужно перевести в «цифру»? Ведь наверняка вы задумываетесь об этом всякий раз, когда ваш взгляд натыкается на стопки пыльных видеокассет.

Пожалуй, сама главная проблема в этом деле такая: чем переводить? Конечно, существуют всякие люди и студии, готовые вам помочь – но это стоит бешеных денег. Или можно купить какое-нибудь устройство захвата, которое тоже стоит немало, да и разбираться с ним придется долго и мучительно. А еще… А еще очень может быть, что все ваши сокровища вполне можно перенести на DVD, воспользовавшись обычной платой ТВ-тюнера, благо все они умеют захватывать аналоговый сигнал и превращать его в цифровой.

Мы выбрали несколько популярных моделей тюнеров, добавили к ним пару устройств захвата (одно совсем недорогое, второе примерно равное по стоимости тюнеру) и, чтобы было с чем сравнивать, взяли самую настоящую профессиональную плату захвата стоимостью $1000. Такой набор нам был нужен для того, чтобы выяснить, достаточно ли ТВ-тюнера для захвата аналогового видео или все-таки нужно покупать отдельные устройства.

Разбираясь с девайсами, кроме всего прочего мы обращали внимание на доступность, удобство и возможности поставляемого в комплекте софта, что в случае любительского применения очень важно. Программное обеспечение должно если не разрабатываться под захват, то, по крайней мере, не затруднять настройку всех необходимых параметров изображения, таких как: стандарт захватываемых видео– и аудиосигналов, выбор кодека, фильтрации, битрейта, размера и частоты кадра.

Конфигурация тестового стенда
Процессор – Athlon XP 2200+
Материнская плата – Asus A7N8X
Оперативная память – 1024 Мб
Видеокарта – Ati Radeon 9700
Винчестеры
– Seagate Barracuda ST3120026A
– Seagate Barracuda ST380021A
Звуковые платы – Сreative Audigy SB0090
Монитор – NEC LCD 1970 NX
Операционная система – Windows XP Professional Service Pack 2

Мы использовали два радикально противоположных тестовых материала. Первый – DVD-Video-диск, воспроизводимый DVD-плейером. Он записывался через S-Video-вход без какой-либо фильтрации и сжатия, если последнее было возможно. Дело в том, что не все тюнеры позволяют захватывать несжатый поток, и тогда мы использовали MJPEG-формат с минимальным сжатием (соответственно, максимальным битрейтом), чтобы оценить максимально возможное качество захвата. Вторым источником нам послужил специально найденный видавший виды видеомагнитофон LG и VHS-кассета с записью «очень среднего» качества. С этого источника мы захватывали сразу в MPEG2 (если у вас возникнет вопрос «Почему?» – читайте врезку «Какой формат?»).

Какой формат?
Если речь идет о переносе собственного аналогового видеоархива на цифровые носители, которыми, скорее всего, будут DVD-диски, есть смысл оцифровывать сигнал сразу в MPEG2-формат, чтобы избежать лишнего кодирования из одного сжатого формата в другой. И только в тех случаях, когда вы планируете редактировать/монтировать материал, захватывайте несжатый поток или же сжимайте его минимально, сохраняя, например, в DV-формат. Любыми другими форматами стоит пользоваться лишь в тех случаях, когда перечисленные выше недоступны.

Профессионал
Avid Liquid 7 Pro – профессиональное видеомонтажное решение, точнее, комплекс, состоящий из устройства захвата и программного обеспечения для монтажа. Увесистый алюминиевый бокс, буквально напичканный всеми мыслимыми и немыслимыми входами/выходами, но выглядит при этом отлично.

В разнообразии опций, меню и окон программного обеспечения Liquid 7.0 мы поначалу потерялись. Еще бы, руководство пользователя занимает целую книгу – больше тысячи страниц! Такой комплекс позволяет обрабатывать не только стандартные форматы изображения, но и HD-сигнал; накладывать эффекты в реальном времени; экспортировать проекты из Pinnacle Studio 9.

Захватывать несжатое видео Avid Liquid не умеет, но это не является недостатком платы. Даже в профессиональной практике крайне редко возникает необходимость оцифровки аналогового сигнала в несжатый поток, который занимает катастрофически много места – 73 Гб/час.

Фильм с DVD оцифровался замечательно: изображение четкое и практически без артефактов. Программное сглаживание и сжатие MPEG2 сделало изображение, захваченное с VHS-кассеты, слегка размытым, но и многие огрехи некачественной записи пропали. Наверняка подробно разобравшись и должным образом настроив Liquid на работу с некачественным сигналом, мы могли бы получить лучший результат, но это потребовало бы от нас детального изучения всех возможных механизмов профессиональной карты, что не входило в наши планы, поскольку ближайшие полгода нам и так есть чем заняться.

Avid Liquid 7 Pro

Основные характеристики
Видеовходы
– Компонентный
– S-Видео
– Композитный
– IEEE1394
Видеовыходы
– Компонентный
– S-Видео
– Композитный
– IEEE1394
Аудиовходы
– 2 канала стерео (RCA)
– S/PDIF оптический
– S/PDIF коаксиальный (RCA)
Аудиовыходы
– 6 каналов (фронт, тыл, центральный, сабвуфер) (RCA)
– S/PDIF оптический
– S/PDIF коаксиальный (RCA)
– наушники (mini-Jack)
Видеостандарты – PAL, SECAM, NTSC
Поддерживаемые форматы – DV, DVCAM, DVC PRO, MPEG-2 IBP 4:2:0, MPEG-2 I-кадры, несжатое видео, HDV (всех форматов), HD (всех форматов) (только импорт)
Поддерживаемые форматы файлов – AVI, MOV, YUV, MPG, M2V, wav, MPA, MP3, BMP, TGA, TIF, PNG и др.
Цена – $930
Сайт производителя – www.avid.com

PINNACLE STUDIO 500 USB VER. 10 ($138)
Внешнее устройство Pinnacle Studio 500 USB создано исключительно для захвата аналогового изображения и не нуждается в дополнительном питании. Коаксиальный, S-Video– и DV-вход плюс стереофонический аудиовход – вот и все, что нужно для захвата. Установка прилагаемого программного обеспечения Studio Plus 10, в котором происходит монтаж, займет прилично времени (около 20 минут), но это стоит того. Программа подходит даже для неопытного пользователя, к тому же в ее комплект входит полезная утилита Instant DVD Recorder, позволяющая создавать DVD-диски максимально простым способом.

Именно из-за наличия всех необходимых ручных настроек оцифровываемого изображения тестирование качества захвата проводилось в Studio Plus 10. Записывать на жесткий диск несжатый видеопоток устройство не умеет, поэтому качественная запись оцифровывалась с применением MJPEG-кодека. На полученной в результате записи видны артефакты, свойственные сжатым форматам и свидетельствующие о низком качестве такого способа захвата. И напротив, VHS-запись, оцифрованную с помощью Pinnacle Studio 500 USB и Studio Plus 10 (опция «Видеомагнитофон – вход» включена), можно назвать одной из лучших в тесте, устройство не сильно отстает от Avid Liquid.

AVERMEDIA EZCAPTURE ($28)
AverMedia создан для отображения сигнала с подключенной аналоговой веб-камеры в режиме онлайн. У Ezcapture есть S-Video и композитный входы, а также источник питания для внешних устройств. После установки AverCap, идущей в комплекте с платой, у нас сложилось впечатление, что программу не обновляли со времен Windоws 95. AverCap даже программно не сжимает захватываемое видео и позволяет изменять только основные параметры входного сигнала. Захватываемое изображение занимает очень много места на жестком диске, при этом качество оказывается весьма посредственным. VHS-запись стала почти непригодна для просмотра после такой оцифровки. В общем, Ezcapture как оцифровщик никуда не годится.

GOTVIEW PCI DVD ($95)
Внутренний ТВ-тюнер со стандартным набором входов (S-Video, композитный и стереовходы) и аппаратным MPEG-сжатием захватываемого видеосигнала комплектуется программным обеспечением: GoTView PRO для работы непосредственно с ТВ-тюнером и дополнительной программой WinDVD Creator – простая русифицированная утилита, позволяющая создать DVD-видео. Здесь, как и в случае с Pinnacle Studio Plus 10, пошагово расписан весь процесс создания диска, только функций и опций на порядок меньше. В итоге выходит, что захватывать изображение нужно в GoTView PRO, так как доступных параметров там намного больше, а уже затем можно перебираться в WinDVD Creator 2 и оформлять проект.

Качество оцифрованного без сжатия фильма с DVD среднее: на полученном изображении хорошо видна мелкая рябь. Результат оцифровки VHS-записи тоже не самый лучший. Сглаживание убирает рябь и мелкие огрехи пленки, но в этом случае пропадает и четкость. Благодаря аппаратному MPEG-кодеру загрузка процессора на протяжении всего теста GOTVIEW PCI DVD была умеренной.

AVERMEDIA AVERTV STUDIO 507 ($78)
Еще один внутренний ТВ-тюнер с S-Video, композитным и стереовходами, но в отличие от тюнера GOTVIEW в AverTV Studio 507 реализовано лишь программное сжатие захватываемого видео.
Качество оцифрованного материала оказалось одним из лучших в тесте. Захваченный с DVD видеопоток не дотягивал до уровня Avid Liquid из-за небольшого количества артефактов, но оцифрованная в MPEG2-формат VHS-пленка была практически на уровне профессионального решения.
К преимуществам тюнера также нужно отнести отличное качество приема (заслуга селектора Philips FM1256/IH-3), наличие FM–тюнера и удобный пульт ДУ с перепрограммируемыми кнопками.
Поскольку аппаратного кодера в MPEG2 у Studio 507 нет, загрузка процессора при захвате в этот формат достаточно высокая.

AVERMEDIA AVERTV USB2.0 PLUS ($114)
Второй тюнер от AverMedia, но на этот раз внешний. Основные недостатки AverTV USB2.0 PLUS те же, что и у внутреннего AverTV Studio 507 – программное сжатие и отсутствие дополнительного программного обеспечения. USB2.0 PLUS умеет сохранять на диске несжатые видеофайлы, но при этом прилично загружает процессор (60-80%). Качество изображения, захваченного с DVD, хуже, чем у внутренних моделей: заметны артефакты и горизонтальная гребенка.

Программный MPEG-кодер сильно замыливает VHS-сигнал, и поправить ситуацию изменением настроек не получается. А при захвате изображения в MPEG2 процессор тестового стенда загружался на все 100%. За прием ТВ-сигнала отвечает компактный селектор LG INNOTEK TALN-S205T. Если сравнивать качество приема с внутренними моделями, такими как AverTV Studio 507, то можно сказать, что оно становится заметно хуже при слабом сигнале.

PINNACLE PCTV 110E ($95)
Внешний ТВ-тюнер PCTV 110e очень похож на плату захвата Studio 500 USB, только для стереовхода использован мини-джек и на задней панели есть разъем для подключения антенны.
Для захвата видео и создания DVD мы использовали входящую в комплект Pinnacle Studio 9. Оцифровка качественного сигнала с высоким битрейтом (MJPEG-кодек) далась тюнеру очень хорошо, были заметны лишь небольшие артефакты записи. Оцифровать VHS получилось не так, как хотелось бы – ряби и артефактов в изображении оказалось слишком много. В последнем режиме процессор был загружен под завязку.

Первый и самый отрадный вывод, к которому мы пришли, закончив тестирование, таков: для оцифровки домашнего архива совсем не обязательно покупать отдельное устройство захвата. Недорогие любительские модели «захватчиков» оцифровывают аналоговый сигнал практически так же, как и тюнеры того же класса, а дорогие профессиональные модели стоят столько, что пусть их покупают профессионалы.

Из протестированных нами популярных моделей тюнеров наиболее удачным оказался AverTV Studio 507, который справедливо получает первое место в нашем тесте и, пожалуй, тянет на звание универсального решения: отличная работа в качестве тюнера и лучшее качество захвата. За отсутствие ПО для создания DVD мы его винить не будем – сами как-нибудь справимся с этой проблемой.

GOTVIEW PCI DVD проигрывает однокласснику от AverMedia в качестве захвата, но поставляется с тем самым DVD-софтом и имеет аппаратный MPEG2-кодер, поэтому рекомендуется обладателям не слишком крутых компьютеров – железка сожмет все сама, и сделает это неплохо. Ну и на последнем, но все же призовом месте оказывается внешний тюнер Pinnacle PCTV 110e с невысоким качеством оцифровки «сложных» записей, но неплохим приемом и собственным софтовым медиацентром в комплекте.